23.11.14

Физические и химические свойства кислот (урок химии 8 класс)


Цель: изучить химические свойства кислот методом проведения опытов; повторить правила техники безопасности во время работы с кислотами; продолжать формировать навыки составлять уравнения химических реакций и умения работать с химическими реактивами и оборудованием; воспитывать настойчивость и самостоятельность в получении знаний.
Оборудование и материалы: периодическая система Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде, набор реактивов для опытов.
Формы работы: работа у доски (индивидуальная);
                            работа с классом: ручеёк, мозговая атака;
                            работа по группам (с взаимопроверкой);
                            индивидуальная работа по уровням;
                            рефлексия.
Тип урока: комбинированный (изучения нового материала, формирования умений и навыков, урок – исследование).

ХОД УРОКА:

Девиз урока:
Опыт и наблюдательность – основа познания.
М.В.Ломоносов

І этап Организационный (3 мин.)
           Слово учителя
                  Сегодня мы с вами продолжим изучать классы неорганических
                  Соединений, - и более детально рассмотрим класс кислот.
Тема урока: Химические свойства кислот.
Цель урока: 1. познакомиться с химическими свойствами кислот на примере
                         хлоридной кислоты;
                     2. продолжать развивать умения составлять химические уравнения;
                     3. провести опыты, по результатам которых сделать выводы;
                     4. воспитывать культуру поведения на уроке и бережливое отношение
                         к своему здоровью.

ІІ этап Актуализация опорных знаний (6 мин.)
         1.Работа у доски (два ученика выполняют задание по учебнику 8кл. Попель)
                   1.ученик №104
                   2.ученик №105
         2. Ручеёк (работа с классом)
                   Учитель показывает формулу вещества, а ученики по очереди
 называют формулу вещества.
         3. Работа по группам с взаимопроверкой (задание получают на листах).
1 группа. Найди лишнего.
         Найди белую ворону:
1.     H2S, H2O, HNO3;
2.     H2SO4, H2CO3, HCl;
3.     HClO4, HNO3, H3PO4.
2 группа. Найди выигрышный путь:
         1.
HI
HCl
HNO3
H2O
H2SO4
H3PO4
H2S
H2CO3
HBr
         2.
HI
P2O5
K2O
CaCl2
H3PO4
Al2S3
SO3
KI
H2S
3 группа. Впиши пропущенные формулы кислот (задания прилагаются).
        
4. Мозговая атака.
Кислоты – это…
Кислоты делятся на …
Кислоты встречаются в …

ІІІ этап Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
                   Проблемные вопросы:
         Вы часто задавали и задаёте такие вопросы:
1.     Почему ржавеет железо в воде?
2.     Почему металл Калий или Натрий в воде взрывается?
3.     Какие металлы растворяются в кислотах?
4.     Почему золотые украшения «не боятся» воды и кислот?
На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

IV этап Изучения нового материала (25 мин.)

Рассказ учителя
   Изучения свойств кислот мы проведем по плану, составленному в инструктивных картах, у каждого на парте они есть.
(Дежурные заносят реактивы)
Но прежде чем перейти к самому интересному, я хочу вернуться к цели урока, один пункт из которой состоит в бережливом отношении к своему здоровью.
         Поэтому мы должны провести параллель между кислотами и здоровьем,
         которая выражается в правилах ТБ.
Вы знаете, что большинство кислот токсичны и могут привести к серьёзным отравлениям и ожогам, поэтому необходимо соблюдать правила ТБ:
1.     ничего не пробовать на вкус;
2.     вещество испытывать на запах, только по правилам;
3.     работать над предметным столиком;
4.     использовать то количество реактива, которое написано в инструкции;
5.     мешать вещество в пробирке согласно правилу;
6.     при попадании кислоты на кожу немедленно сообщить учителю.

Работа по группам
Учащиеся работают по инструктивной карте, вывод в ходе каждого опыта делает одна из групп.
1. Действие на индикаторы.
         HCl+лакмус→красная окраска
         HCl+метилоранж→розовая окраска
2. Взаимодействие с металлами.
Проблемный вопрос: Все ли металлы реагируют с кислотами?
         HCl+Zn→выделяется газ
         HCl+Cu→реакция не идёт
Почему не произошла реакция?
Это свойство металлов изучил русский учёный Николай Николаевич Бекетов. По свойству вытеснять Гидроген из раствора кислот Бекетов в 1865году построил вытеснительный ряд металлов, его ещё называют ряд активности металлов. Обратите на него внимание: ряд разделён Гидрогеном на две части. Металлы Натрий, Калий, Литий настолько активны, что реагируют даже с водой, что приводит к их взрыву на воде.
3. Взаимодействие с солями.
         Происходит в двух случаях:
         а) продукт реакции выпадает в осадок (смотрим табл. растворимости)
             BaCl2 + H2SO4BaSO4 + 2HCl – реакция обмена
         б) выделяется газ:
             CaCO3 + 2HClCaCl2 + H2O + CO2↑ - реакция обмена
4. Взаимодействие с основными оксидами и основами:
         K2O + 2HCl→2KCl + H2O
         Mg(OH)2 + H2SO4MgSO4 + 2H2O
5. Разлагаются при нагревании (кислородсодержащие кислоты)
         H2SO3→H2O + SO2

V этап Закрепление учебного материала (4мин.)

Составление опорной схемы
Кислоты
 



Действуют на индикаторы              разлагаются при t (кислородсодержащие)

                                               Реагируют


         С Ме                    с МеxOy              c Me(OH)x                    c Mex(кисл.ост.)y

VI этап Домашнее задание (2мин.)
Немецкий литератор Йоганн Еккерман сказал:
«И вообще, из всех полученных знаний, в нашей памяти остаётся только то, что мы применили на практике».
Поэтому, свои знания вы реализуете и закрепите при решении домашнего задания.
         • §12
         • №112
         • №115, №117 (эксперимент ст. 81)

VII этап Выставление оценок (1мин.)

VIII этап Рефлексия (2мин.)
         - Как прошёл урок?
         - Что вам понравилось?
         - Что хотелось бы изменить?


         - Что было непонятно?
Share:
«Школа – це маленька держава. Вона не може існувати без ідеї, задуму, що захоплює дітей, учителів, батьків. Якщо така ідея зникає й не народжується нова, школа зупиняється у своєму розвитку. В ній нудьга і немає прогресу»

Блог кабінету хімії

Сайт КЗ "Ліцей НТН" КМР"

МАН України

Навчальний портал

Інформація для абітурєнта

Міністерство освіти й науки України

До мене завітало

На платформі Blogger.

Архів блогу