Цель: изучить химические свойства кислот методом проведения опытов; повторить правила техники безопасности во время работы с кислотами; продолжать формировать навыки составлять уравнения химических реакций и умения работать с химическими реактивами и оборудованием; воспитывать настойчивость и самостоятельность в получении знаний.
Оборудование и материалы: периодическая система Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде, набор реактивов для опытов.
Формы работы: работа у доски (индивидуальная);
работа с классом: ручеёк, мозговая атака;
работа по группам (с взаимопроверкой);
индивидуальная работа по уровням;
рефлексия.
Тип урока: комбинированный (изучения нового материала, формирования умений и навыков, урок – исследование).
ХОД УРОКА:
Девиз урока:
Опыт и наблюдательность – основа познания.
М.В.Ломоносов
І этап Организационный (3 мин.)
Слово учителя
Сегодня мы с вами продолжим изучать классы неорганических
Соединений, - и более детально рассмотрим класс кислот.
Тема урока: Химические свойства кислот.
Цель урока: 1. познакомиться с химическими свойствами кислот на примере
хлоридной кислоты;
2. продолжать развивать умения составлять химические уравнения;
3. провести опыты, по результатам которых сделать выводы;
4. воспитывать культуру поведения на уроке и бережливое отношение
к своему здоровью.
ІІ этап Актуализация опорных знаний (6 мин.)
1.Работа у доски (два ученика выполняют задание по учебнику 8кл. Попель)
1.ученик №104
2.ученик №105
2. Ручеёк (работа с классом)
Учитель показывает формулу вещества, а ученики по очереди
называют формулу вещества.
3. Работа по группам с взаимопроверкой (задание получают на листах).
1 группа. Найди лишнего.
Найди белую ворону:
1. H2S, H2O, HNO3;
2. H2SO4, H2CO3, HCl;
3. HClO4, HNO3, H3PO4.
2 группа. Найди выигрышный путь:
1.
HI
|
HCl
|
HNO3
|
H2O
|
H2SO4
|
H3PO4
|
H2S
|
H2CO3
|
HBr
|
2.
HI
|
P2O5
|
K2O
|
CaCl2
|
H3PO4
|
Al2S3
|
SO3
|
KI
|
H2S
|
3 группа. Впиши пропущенные формулы кислот (задания прилагаются).
4. Мозговая атака.
Кислоты – это…
Кислоты делятся на …
Кислоты встречаются в …
ІІІ этап Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Проблемные вопросы:
Вы часто задавали и задаёте такие вопросы:
1. Почему ржавеет железо в воде?
2. Почему металл Калий или Натрий в воде взрывается?
3. Какие металлы растворяются в кислотах?
4. Почему золотые украшения «не боятся» воды и кислот?
На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы.
IV этап Изучения нового материала (25 мин.)
Рассказ учителя
Изучения свойств кислот мы проведем по плану, составленному в инструктивных картах, у каждого на парте они есть.
(Дежурные заносят реактивы)
Но прежде чем перейти к самому интересному, я хочу вернуться к цели урока, один пункт из которой состоит в бережливом отношении к своему здоровью.
Поэтому мы должны провести параллель между кислотами и здоровьем,
которая выражается в правилах ТБ.
Вы знаете, что большинство кислот токсичны и могут привести к серьёзным отравлениям и ожогам, поэтому необходимо соблюдать правила ТБ:
1. ничего не пробовать на вкус;
2. вещество испытывать на запах, только по правилам;
3. работать над предметным столиком;
4. использовать то количество реактива, которое написано в инструкции;
5. мешать вещество в пробирке согласно правилу;
6. при попадании кислоты на кожу немедленно сообщить учителю.
Работа по группам
Учащиеся работают по инструктивной карте, вывод в ходе каждого опыта делает одна из групп.
1. Действие на индикаторы.
HCl+лакмус→красная окраска
HCl+метилоранж→розовая окраска
2. Взаимодействие с металлами.
Проблемный вопрос: Все ли металлы реагируют с кислотами?
HCl+Zn→выделяется газ
HCl+Cu→реакция не идёт
Почему не произошла реакция?
Это свойство металлов изучил русский учёный Николай Николаевич Бекетов. По свойству вытеснять Гидроген из раствора кислот Бекетов в 1865году построил вытеснительный ряд металлов, его ещё называют ряд активности металлов. Обратите на него внимание: ряд разделён Гидрогеном на две части. Металлы Натрий, Калий, Литий настолько активны, что реагируют даже с водой, что приводит к их взрыву на воде.
3. Взаимодействие с солями.
Происходит в двух случаях:
а) продукт реакции выпадает в осадок (смотрим табл. растворимости)
BaCl2 + H2SO4→BaSO4 + 2HCl – реакция обмена
б) выделяется газ:
CaCO3 + 2HCl→CaCl2 + H2O + CO2↑ - реакция обмена
4. Взаимодействие с основными оксидами и основами:
K2O + 2HCl→2KCl + H2O
Mg(OH)2 + H2SO4→MgSO4 + 2H2O
5. Разлагаются при нагревании (кислородсодержащие кислоты)
H2SO3→H2O + SO2↑
V этап Закрепление учебного материала (4мин.)
Составление опорной схемы
Кислоты
Действуют на индикаторы разлагаются при t (кислородсодержащие)
С Ме с МеxOy c Me(OH)x c Mex(кисл.ост.)y
VI этап Домашнее задание (2мин.)
Немецкий литератор Йоганн Еккерман сказал:
«И вообще, из всех полученных знаний, в нашей памяти остаётся только то, что мы применили на практике».
Поэтому, свои знания вы реализуете и закрепите при решении домашнего задания.
• §12
• №112
• №115, №117 (эксперимент ст. 81)
VII этап Выставление оценок (1мин.)
VIII этап Рефлексия (2мин.)
- Как прошёл урок?
- Что вам понравилось?
- Что хотелось бы изменить?
- Что было непонятно?