30.11.14

«Вода – чудо природы» (конспект и презентация)



Цели: развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать потребность в охране экологического равновесия в природе: формировать знания о воде.
Задачи: изучение фактов, подтверждающих, что вода является основой жизни.

Ход мероприятия
Вступительная беседа.
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вам необходимо отгадать кроссворд.

По горизонтали:
1. Два брата в воду глядятся
Век не сойдутся.
2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
3. Кругом вода,
А с питьем беда.
4. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
5. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
6. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы полетели на поля -
И стала белою земля.
7. Бежит, ревет
А падает вниз.
8. Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь
9. Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду - от меня
Укрываются.
10. У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет -
Гвоздь упадет.
Ответы.
По горизонтали:1. Берега. 2. Река. 3. Море. 4. Лед. 5. Снег. 6. Снежинка. 7. Водопад. 8. Болото. 9. Дождь. 10. Сосулька.
По вертикали: 1. Береги воду.
Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода). К 2025 г. 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды
А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).
Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.
(Представление жюри, команд, капитанов)

1 конкурс “Загадочный” (разминка)
(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
  1. Что бежит без прогону? (Вода)
  2. Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
  3. Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)
  4. В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)
  5. Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
  6. Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)
(Жюри подводит итоги конкурса)
Учитель. Рассказ про физические свойства воды.( агрегатное состояние , лёд не тонет а плавает на воде, т.к. его плотность меньше плотности воды, )

2 конкурс “Реки, озера, моря и океаны”
Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.
Вопросы конкурса.
  1. Сколько на нашей плане океанов? (4)
  2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
  3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
  4. Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)
  5. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
  6. У какого водоема бывают рукава? (Река)
  7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
  9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
  10. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
(Жюри подводит итоги конкурса)

Опыт. Как можно отличить солёную и пресную воду ( Опыт: очищенный картофель ложат в стакан с солёной водой и в стакан с пресной )

Учитель Человек без пищи может прожить 30 дней, а без воды - лишь трое суток. Даже самый неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. Тело взрослого человека на 65 процентов состоит из воды. Еще больше воды в теле ребенка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Потеря организмом человека более 10 процентов воды может привести к смерти.

3 конкурс “Знаете ли вы?”
Учитель. А знаете ли вы, кто может обходится без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы конкурса.
  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
  2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
  3. Кто одной ноздрей дышит? (Морж)
  4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
  6. Что такое морская капуста? (Водоросли)
  7. Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)
  8. Кто пьет водой? (Лягушка)
    (Следующие ответы демонстрируются иллюстрациями из книг)
  9. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
  10. Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
  11. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
  12. Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)
(Жюри подводит итоги конкурса)

Учитель. Заводы и фабрики загрязняют реки и водоемы сточными водами. И если не принимать срочных мер, реки "умрут" и вместе с ними исчезнуть обитающие существа в воде и возле нее. 10 миллионов людей ежегодно умирают от загрязнения воды. 1 куб. л грязной воды портит 10 куб. л чистой воды. 12,5 нефтепродукта на 1000 литров воды делают ее непригодной для питья. Охрана воды от загрязнения - одна из самых важных проблем не только в нашей стране, но и за рубежом.
Воду надо беречь! Это надо понять и запомнит каждому. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды. В нашей стране принято ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и поселков. Но проблема охраны вод по-прежнему остра.
Основные виды загрязнений: нефтью, нефтепродуктами, сточными водами промышленных предприятий (соли тяжелых металлов), предприятий коммунального и с/х, остатками удобрений и ядохимикатами, поверхностно – активными веществами, тепловое загрязнение, неорганизованный отдых населения.
4 конкурс “Мы – лаборанты!”
А) Собрать штатив
Б) Получить соль из грязной, солёной воды. (Проверяем навыки работы с химическим оборудованием)

Учитель Вода - это жизнь, и не даром про нее есть много пословиц и поговорок. Назовите поговорки
  1. Не спрося броду, не суйся в воду.
  2. Быстрая вода до моря не доходит
  3. И горячая вода остывает.
  4. Тише воды, ниже травы.
  5. И тихая вода подмывает берега.
  6. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Итоги урока:
Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными, и мнимыми, приходящими.
Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V веке н.э. в ответ на требование мятежников (возглавляемых его собственным сыном!) показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавено, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи...
Царь зачерпнул пригорошню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть все моё богатство”.
Вода орошает деревья, покрывающиеся весной свежей листвой, укутывает почву зимой теплым снежным одеялом, наполняет реки, моря и океаны. Вода требует бережного к себе отношения, чтобы всегда оставаться чистой и прозрачной, как в этом пакете из полиэтиленового “мягкого стекла”.
Количество воды на планете ограничено, и мы не можем себе позволить быть расточительными. Мы не можем обращаться с ней так, как будто она никогда не иссякнет

Викторина дополнительная

  1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
  2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
  3. Чем знаменито озеро Байкал?
  4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
  5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
  6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
  7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
  8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
  9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
  10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
  11. Какая рыба крякает? (Морской карась).
  12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
  13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
  14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
  15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
  16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
  17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
  18. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
  19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
  20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
  21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
  22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
  23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
  24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
  25. Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
  26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
  27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
  28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
  29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
  30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
  31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
  32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
  33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
  34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
  35. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
  36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
Share:
«Школа – це маленька держава. Вона не може існувати без ідеї, задуму, що захоплює дітей, учителів, батьків. Якщо така ідея зникає й не народжується нова, школа зупиняється у своєму розвитку. В ній нудьга і немає прогресу»

Блог кабінету хімії

Сайт КЗ "Ліцей НТН" КМР"

МАН України

Навчальний портал

Інформація для абітурєнта

Міністерство освіти й науки України

До мене завітало

На платформі Blogger.

Архів блогу